74

Без полиса автогражданки украинец теперь далеко не уедет

ГАИ к отсутствию у украинцев полиса авто-гражданки относится спокойно. А вот страховщики предсказывают крах ОСГПО и требуют принять радикальные меры.

Автогражданская безответственность

По мнению представителей Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), курирующего исполнение закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОСГПО), Украина стала единственной страной, доказавшей на практике, что без жесткого контроля за наличием полисов автогражданки и обязательного наказания за их отсутствие этот вид страхования существовать не может.

Тревога страховщиков основана на статистике. За полтора года действия закона в Украине было выдано около 4 млн. полисов. Это позволило страховым компаниям собрать в страховой фонд 706 млн. грн. При этом за время действия закона они выплатили пострадавшим от ДТП более 80 млн. грн. В среднем по 4,5 тыс. грн. по каждому происшествию. Ежемесячно эти расходы составляли от 6 до 8 млн. грн. Интересно, что по сравнению с первым полугодием 2005 года, в 2006-м поступления от полисов выросли на 40 млн. грн. Это более чем в 10 раз. При этом за весь 2005 год потерпевшие суммарно получили 33 млн. грн., а за 7 месяцев 2006 года - 47 млн. Но статистика показывает, что в 2005 году, когда автовладельцы были уверенны, что ГАИ будет контролировать наличие полисов автогражданки, все шли оформлять страховку. А через год, когда срок действия полисов истек, около 200 тысяч автолюбителей «забыли» застраховаться.

Вообще, как утверждает президент МТСБУ Владимир Романишин, продажа страховых полисов ОСГПО имеет сезонный характер.

- Спрос традиционно растет летом, когда автовладельцы проходят государственный техосмотр. В это время в основном приобретаются  краткосрочные полисы на 15 дней или на месяц. В 2006 году таких полисов было выдано на 230 тыс. больше. Но в лучшем случае через месяц предприимчивые водители остаются без страховки и ответственность за нанесенный ими ущерб ложится на гарантийный фонд.

По данным бюро, из этого фонда уже выплачено порядка 6 млн. грн.,  средняя выплата - 9,6 тыс. грн. Пока причиной этого стали всего 600 ДТП. Но при такой политике контроля со стороны государства и ГАИ скоро в гарантийном фонде просто не будет средств. Тогда он либо оставит пострадавших без выплат, либо обратится за средствами к страховым компаниям-членам МТСБУ.

Полис или штраф

По закону, проверять полисы должны ГАИ и Госпогранслужба в пунктах пропуска  на границе. Однако инспектор ГАИ может лишь составить протокол и отпустить нарушителя с миром. Оштрафовать автовладельца на месте он не имеет права, а проконтролировать уплачен ли штраф через банк, нет ни технической, ни юридической возможности.

Чтобы изменить ситуацию, бюро налаживает конструктивную работу с ГАИ. Сейчас между ними заключен договор о сотрудничестве. Теперь ГАИ обязательно проверяет наличие полиса автогражданки во время тех-осмотра, при перерегистрации автомобиля, ДТП и в случае грубых нарушений правил дорожного движения. Параллельно бюро создало фонд превентивных мер. За его счет финансируется профилактика, научно-техническое обеспечение и пропаганда безопасности дорожного движения. Но в Моторном бюро понимают, что этого недостаточно.

Там уверены, что для решения проблемы необходимо внести изменения в законодательство. В частности, пересмотреть сроки действия полисов, увеличив минимальный период до полугода, а краткосрочные страховки выдавать только иностранцам, временно пребывающим на территории Украины. Сроки приобретения автогражданки согласовать не со временем регистрации автомобиля, а с датой приобретения, например, не позднее 3 дней после оформления покупки.

Есть и более радикальные предложения. Например, запретить регистрацию автомобилей и их техосмотр без полисов и значительно увеличить размер штрафа за отсутствие полиса. Одновременно МТСБУ предлагает создать единую базу данных для контроля за уплатой штрафов, законодательно предусмотреть наказание за несвоевременную оплату штрафа и ввести принцип «единого агента» в пунктах пропуска на границе. Эти предложения учитывают опыт работы других стран, но поймут ли их наши законодатели, пока не ясно. А тем временем на дороги выезжают тысячи новых автомобилей.

Ольга ПЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых